Всемирный День Казачества в ООН. (Генезис известного социально-этнографического института). В 1989 году ООН учредила Всемирный День Казачества. Её 44-я Генеральная Ассамблея назначила этот праздник на ноябрь (второй четверг месяца). Как казачество сформировалось? ------ В 12 столетии появился субэтнос восточно-славянских степняков – бродники. Они расселились в западных районах Деште-Кыпчака (современные восточноевропейская и почти вся казахстанская степи!), чересполосно с половцами, но отдельно от оных. В 13 веке в Восточную Европу пришли татаро-монголы, которых (в силу ряда обстоятельств, в т. ч. и из-за специфики битвы на Калке) поддержали бродники. Что и обусловило их (на десятилетия вперёд) заметную (большую, чем для половцев!) привилегированность в структурах Золотой Орды. Экзо-этноним «бродники» (оные сами себя так никогда, кстати, не называли!) в условиях Улуса Джучи (и под-ордынской Руси) был утрачен и заменился другим – «русские в Орде». Конфессионально же постбродников «окормляла» Сарайско-Переяславская архиепископия Русской Православной Церкви, функционировавшая в ордынской столице с сер. 13‑го столетия и до 1454 года, когда кафедра данной епархии переехала в Крутицы под Москвой. Жили постбродники в степных и лесостепных районах западной половины Золотой Орды своими особыми «улусными общинами». Как и, в меньшей степени, – в Сарае-Берке и некоторых других городах Державы Джучидов. «Русские всадники» неоднократно упоминаются в различных ордынских военных кампаниях. Причём и в тех из них, к которым совсем не привлекались войска из непосредственно русских княжеств. Так, например, знаменитый ордынский полководец и беклярбек Ногай был, во время междоусобицы 1300-го года, убит «русским всадником» из войска хана Тохты (противника Ногая). Или! В известной битве на Синих Водах (1362 г.) одним из трёх командующих туменами (корпусами) ордынцев был некто Дмитрий. Да и тумен, им возглавляемый, состоял, по-видимому, из постбродников. «Ордынские русские» в тенетах Улуса Джучи сохранили русский язык, ибо «окормлялись» православными русскоязычными церковными приходами (старославянский язык употреблялся «батюшками» крайне редко!). Кроме того, имели место немалые связи (в т.ч. и торговые) с «континентальной» Русью. Тогдашний (13 – 15 вв.) киево-владимирский вариант русского языка охватывал большинство русских земель. Кроме Полоцко-Минского (ставшего затем Литовским) и Галицко-Волынского княжеств. В первом развивался старобелорусский диалект, а во втором – ранний надднестрянский. Русские же жители собственно Золотой Орды использовали, естественно, киево-владимирский язык. Как обитатели городов, так и сами постбродники! В процессе затяжного распада Улуса Джучи в XV столетия, там формируется социальный институт казачества. Постбродники же стали одним из основных компонентов его формирования. Казачьи структуры переходили от одного «удельного ханства» к другому, к третьему, к четвёртому. Иногда становясь почти абсолютно самостоятельными! Их стали «подхватывать» (поначалу с весьма условным влиянием!) и русские государственные образования: Рязанское княжество, ВКЛ (Великое княжество Литовское, Русское и Жмойское), Великое Владимиро-Московское княжество (будущее Русское царство). Последнее стало в XVI веке «протежировать» значительную часть казаков. А именно те группы постбродников, которые сосредоточились на Дону, Яике, Тереке, а также кое-где на Средней и Нижней Волге. Породив там казачьи «войска» с соответствующими наименованиями. Западные же казачьи «улусы» по примерно такой же схеме взяло под свой относительный сюзеренитет ВКЛ. ------- Выше по тексту подчёркивалось то, что бродники были одним из главных, но не единственных компонентов формирования казачества. Перечислим же оные! 1-3) Пост-бродники. В "Золотой Орде" их численность по сравнению даже с "калкскими временами" -- увеличилась. Конфессионально их "окормляла" (помимо русских горожан "Улуса Джучи"!) Сарайско-Переяславская православная епархия. 1-3) Часть ордыно-половцев. Православный, несторианский и «недо-исламизированный» их компоненты. Самоназвание и смысловое значение соционима «казаки» из половецкого языка. Ордыно-половецкой его стадии. Отдельные же группы татар тогда (к нач. 16 столетия) ещё нет смысла выделять из «ордыно-половецкого» этно-языкового массива! 1-3) Беженцы (от усилившейся феодализации) из русских (Владимиро-Московского кн-ва, Русско-Литовского кн-ва, "пятин" Господина Великого Новгорода, Рязанского кн-ва, и пр.) земель. А также часть ушкуйников. Особенно тех из них, которые уцелели и бежали после разгрома Иваном Третьим в 1489 году Вятской вечевой республики. Весьма существенным «поздним пополнением» казачества выходцами из «континентальной» Руси был наплыв мигрантов эпохи Смутного Времени. С 1601 (начиная с Восстания Хлопка) – и по 1618 гг. 4) Последние (кроме северо-кавказских!) аланы. Как те из них, которые в 15 веке проживали в золото-ордынских городах (большинство из которых к концу означенного столетия оказалось заброшенными!), так и поселковые ясы (речные рыболовы). 5) Ушедшая в "глубокую" степь часть адыгов (черкесов). Большинство этого народа в 15 веке ещё были православными. 6) Отдельные группы волохов. (Вошли, главным образом, в состав только украинской части раннего казачества). ------ Прочие же компоненты казачества (мордвины, чуваши, марийцы, греки, поляки, аукштайты, чехи, жемайты и др.) были незначительны. Абакумов Александр Васильевич — 21.11.2021. |