Тиверская Земля. (Она же «Понизье», а затем и обе Молдовы). [Интернет-сайт "Фраза.юа". -- 2.02.2022. -- "Молдова и Приднестровье: исторический аспект и славянские корни"].

    В последней декаде января с.г. новый вице-премьер по реинтеграции Республики Молдова (РМ) Олег Серебрян совершил свой первый визит.
   Онако не в Тирасполь, а в посольство США. Там он обсуждал приднестровскую проблему. Что является одним из косвенных подтверждений того, что президент РМ, Майя Санду, – намерена решить сей геополитический вопрос к концу своего президентского срока. Т.е., предложив в ближайшие месяцы Украине обменять Приднестровье на Черновицкую обл. (Сев. Буковину) и Южный Буджак (зап. часть Одесской области).
    Эту территорию, Буковину, Буджак и обе нынешние Молдовы (румынскую и «независимую»), – известный украинский исторический прозаик Дмитрий Алексеевич Мищенко назвал в своё время, в одном из своих романов, – «Синеокая Тивер». Как и наименование оного литературного произведения. В нём автор описал тиверцев, представителей одного из антских (ранне-восточнославянских) племён, обитавших там (по его мнению) в начале VI в.

        И, пожалуй, он почти не ошибся!


    Археология подтверждает, что со 2‑й четв. 6-го столетия н.э. в пространстве между Южными Карпатами и Нижним


Днестром обитали носители юго-западного варианта пеньковской культуры. Т.е., – региональная группа классических


антов. И тиверцы 9 – 10 вв. вполне могли быть их прямыми (и даже этимологическими!) потомками.


Впрочем, коллизии узла пересечения расположений различных народов в означенном регионе уходят в гораздо большую


древность, чем эпоха позднего этапа Великого Переселения Народов.


   Ещё Геродот-из-Галикарнаса (V в. до н.э.), описывая события столетней (для него) давности в Северном Причерноморье,


характеризует Понизье Дуная в качестве границы между гето-фракийской и скифо-иранской группами народов. Земли


будущей РМ и нынешней румынской Молдовы входили (согласно Великому Галикарнасцу) в состав Скифии. В этническую


территорию (вместе с современной Одесской областью) скифского племени – каллипидов.


     Гето-дакийцы, как известно, – прямые этнические предки (хотя и сменившие свои языки на «народную латынь») румын


и молдаван. Скифо-сарматы же (по мнению ряда исследователей) – один из основных (наряду с праславянами-венедами 


и пр.) компонентов формирования восточных славян. Хотя и сменивших (аналогично пост-дакам!) свой язык. С иранского – 


на славянский.


     Последующие столетия колебали эту гето-скифскую границу то в одну, то в другую этническую сторону. Появлялись в


регионе и «третьи» этнические игроки (бастарны, готы, гунно-протоболгары и следующие).


      Однако, с VI столетия (как справедливо отметили историки, археологи и сам Д.А. Мищенко) Левобережье Нижнего


Дуная заселяют славяне. Из них анты – в его восточной части. О чём свидетельствуют Иордан, другие византийские 


хронисты и, особенно, Прокопий Кесарийский. С этого же времени в данном регионе археологи и фиксируют означенный 


вариант антской пеньковской культуры. Непосредственные потомки этого населения, вполне вероятно, – летописные


тиверцы. «Повесть временных лет» упоминает их здесь под 907 г.


   В это же время Буковина (как Северная, так и Южная) находилась в составе другого восточно-славянского объединения


белых хорватов. В течение Х столетия данные территории соединились с Киевской Русью. 12 – 14 вв. застают эти земли в 


составе Галицкого, а затем и Галицко-Волынского княжеств.


     Волошская позднеантично-раннесредневековая народность сформировалась в центре Балканского полуострова на


стыке Македонии, Греции и будущих Албании, Сербии, Болгарии, Македонии и Греции («Старый Влах») из


романизированных даков, вывезенных римским императором Аврелианом в конце III века из терроризируемой готами и


др. “варварами” Дакии (будущей Трансильвании) на Балканский п‑ов.


     В «Старом Влахе» до сих пор сохранилась небольшая восточно-романская этническая группа куцо-валахов, весьма


близкородственная румынам и молдаванам.      


В нач. IX столегия болгарский хан Крум отвоевал у аваров территорию будущей Румынии и стал ее колонизировать. 


    Осн. потоком переселенцев оказались безземельные, в основном, жители Центральных Балкан – горные подвижные 


(в отличие от тогдашних крестьян-земледельцев!) пастухи-арендаторы – волохи-восточнороманцы. Они освоили тогда, в 


основном, Трансильванию (бывшую Дакию). Хотя и чересполосно с др. народами. Территория же будущей собственно 


Валахии в Х – ХШ вв. периодически попадала под контроль кочевников.


     После Субудаево-Батыевого погрома Восточно-Европейской степи 1230-1240-х гг., в сер. ХШ в., установилось там 


определённое данническое «золотоордынское равновесие». Волохи, уходя от барщинной зависимости с венгерскими 


феодалами Трансильвании, постепенно переходили (переселяясь) к данническо-долевому вассалитету Сарая. Во второй 


четверти XIV столетия восточнороманцы начинают продвигаться в галицкое Понизье (бывшую Тиверщину) и на Буковину, 


ассимилируя местное (поредевшее от войн) русское, печенежско-торкское (гагаузское), западно-половецкое и аланское 


население.


     Во время золотоордынской т.н. “Великой Замятни” третьей четверти XIV века, формируется на территории румынской 


Молдовы и Буковины – Молдавское княжество («господарьство»). В дальнейшем оно расширяется и на междуречье Прута 


и Нижнего Днестра (Бессарабию). Т. е., это государство функционировало на исторически для себя чужой территории.


                         В древнерусских Тиверщине-Берладщине и на Буковине!


   Столицей Молдавского княжества сначала являлась Сучава, а затем Яссы. Ныне оба этих города находятся в Румынии –


в Южной Буковине и в румынской Молдове, соответственно.


       Государственным языком Молдавии (как, впрочем, и большинства населения) долгое время был вариант


древнерусского. Богослужение же велось на церковно-славянском! "Волохо-говорящими" были лишь большинство


"господарей" и боярства, а также часть крестьян с горожанами. Только к ХVII веку романизировалась основная масса


жителей княжества. Но украиноязычное население сохранилось. Особенно в Буковине и на севере Восточной Тиверщины


(Бессарабии). Ещё до включения последней в Российскую Империю в 1812 году, Буковина в середине второй половины


XVIII столетия – оказалась в Габсбургской империи. Зап. Тиверщина же (румынская Молдова) в 1877 году стала частью


Румынского княжества (затем – королевства).


     После 1917 года двух-векторность пространства от Нижнего Днестра и до (уже!) Прута сдвинулась на восток. До


Нижнего Днестра. Бессарабию оккупировала Румыния. На нижне-днестровском же левобережье образовалась МА ССР


(в составе Украины) со столицей в Балте, а затем в Тирасполе. В 1940‑м году последовало вполне легитимное


формирование союзной республики МССР. С возвращением Бессарабии (но без Южного Буджака, отошедшего к


Одесской области).


       Перипетии же молдавских событий после 1991 года читателю достаточно известны.


     Является ли в их аспекте справедливым тезис об «укоренённости» молдавского и румынского населения в


междуречье Прута и Нижнего Днестра? И «пришлости» – прочих жителей?


     Не «гости» в Кишиневе и Бельцах «приезжие» великоросы, украинцы, белорусы. Часть их далеких предков наверняка 


восходит к тиверским беженцам от печенежского нашествия X – нач. XI вв. Данная эмиграция (с Нижнего Днестра, Прута

 

и Серета) рассосалась (в своё время) по всей Руси, но особенно плотная ее группа осела в Волго-Окском междуречье, как

 

в регионе тогдашней (тысячу лет назад) наибольшей восточнославянской колонизации. Переселенцы-тиверцы основали 


там ряд поселений. В т. ч. и город Тверь.


    Так же, как и их степные пост-антские (восточнославянские) соседи (по Южному Бугу) – уличи. Оные (под натиском тех


же печенегов) тоже ушли в Волго-Окское междуречье. И тоже основали ряд населённых пунктов. В т. ч. – Углич.


     В нынешней ситуации геополитически справедливой была бы всё-таки тенденция современной Республики Молдова (с 


Приднестровьем или без) как к дакийско-романской, так и к скифско-славянской своей геополитической 


преемственности. К их равно-взаимности.







Абакумов Александр Васильевич — 1.02.2022








Comments