Северная Евразия и Абендлянд. (Дуэт двух цивилизаций). [Интернет-сайт Фраза.юа. 4.11.2021].


Северная Евразия и Абендлянд.

(Дуэт двух цивилизаций).


     Человеческое общество разнообразно. В различных его «подразделениях» своя специфика, своя особенность. Ряд социологов, историков, политологов

(Н.Данилевский, Г.Лебон, О.Шпенглер, К.Леонтьев, В.Вернадский, А.Тойнби, Л.Гумилёв,) попытались проанализировать (каждый по своему) означенное

разнообразие. Однако наиболее полную (хотя тоже относительную) картину современных мировых культурно-исторических типов систематизировал Семюэл

Хантингтон [«Столкновение цивилизаций» (1993)].

        Этот американский политолог-геополитик насчитал порядка 10 таковых.

    Среди них фигурируют западный (северо-атлантический) и православный (восточно-европейский) культурно-исторические общности. Ряд публицистов отрицают

серьёзное различие между собой этих 2-х историко-социальных явлений: Абендлянда (Вечерней Земли по немецки) и Северной Евразии. Сводя всё к единой

«европейской цивилизации». Другие же наоборот (продолжая линию Данилевского – Шпенглера – Леонтьева – Тойнби – Гумилёва) соглашаются, в целом, с

концепцией Хантингтона.

        Однако, следует отметить то, что различия между перечисленными американским геополитиком культурно-историческими общностями не равноудалённые.    

  Например, цивилизационная удалённость китайской («синской», по Хантингтону) культуры от японской менее существенна, чем аналогичное различие первой от,

для сравнения, – индийской. С другой же стороны, несомненно мощное (хотя и не ассимилирующее!) цивилизационное влияние (в т.ч. и иероглифическая

письменность!) Поднебесной на Страну Восходящего Солнца. Причём, преимущественно одностороннее. Китай – донор, а Япония – реципиент. И лишь с кон. 19

века у «Империи Ямато» тоже что то стала заимствовать и Поднебесная.

      Однако, вернёмся к ранее отмеченной нами другой паре относительно близких друг к другу цивилизаций: северо-атлантической и северо-евразийской.

    «На слуху» у общественности их обеих – «культур-треггерская» роль Запада перед Восточной Европой. Особенно за последнюю треть II тысячелетия н.э. Но

всегда ли было так! То, что Абендлянд – донор, а Русь – реципиент. Хотя с 19 столетия имели место и обратные культурологические (Мыкола Гоголь, Лев Толстой,

Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Александр Довженко) веяния. Впрочем, и не только в гуманитарной области! Однако и тогда Запад продолжал цивилизационно 

Восточной Европе больше давать, нежели от оной получать.

        А что же было в древности? Или в ещё большей глубине веков?

    В 4 веке до н.э. в Великой Скифии уже было 3 города: Каменское Городище, «геродотовский» Гелон и Бельское Городище. В Галлии города появились лишь во II

столетии до н.э. (Античная цивилизация здесь не счёт, она – общий предок некоторым из современных).

    Однако развёртывание (где-то с кон. 10 в. до н.э.) в евразийских степях хозяйственного уклада кочевого отгонного скотоводства затормозило дальнейшую

социальную модернизацию Восточной Европы. Как у непосредственных носителей означенного вида экономической деятельности, так и у их соседей,

подвергавшихся регулярным набегам указанных кочевников. Отгонно-кочевническое население в процессе своего социального развития доходило до уровня

ранней государственности, а затем (в силу специфики своего хозяйственного уклада) разрушало оную державность, возвращаясь к поздне-родоплеменному

строю. О чём свидетельствует последовательность социального развития западно-евразийских степей («Арьянам-Вайшьи», согласно «Авесте»).

    1 ) Кочевые скифы – Великая Скифия (только лишь на крайнем западе Степной Евразии!)снова племенной (этнически тоже скифо-сарматский!) строй.

    2) Родо-племенные (тюркские и алано-сарматские) структуры – Хазарский Каганат (западная часть «Арьянам-Вайшьи»)и вновь родо-племенная

чересполосица.   

    3) Половецкие (кыпчакские) орды («Арьянам-Вайшья» переименовывается в «Деште-Кыпчак»!) – «Улус Джучи»казахские жузы, ногайские орды, башкирские

«бийства», казачьи «войска». Разгосударствления там тогда (в XV веке) избежали лишь Крымское и Казанское ханства. (Астраханское же минимизировалось к сер.

16 столетия до уровня своей столицы и прилегающей к ней небольшой территории).

    Означенные разрушительные циклы у кочевников негативно воздействовали и на соседние с ними земледельческие регионы (Среднюю Азию, Иран, Кавказ). Ну

и, естественно, – на Русь.

    Что и обозначило отставание (с кон. 3 в. до н.э. и до сер. 16 в. н.э.) северо-евразийской цивилизации от западной.

-------

     В ещё же более глубокой древности решающее влияние на Абендлянд оказала именно Восточная Европа. Её лесостепная зона (а это было задолго до

появления хозяйственного уклада кочевого отгонного скотоводства!) явилась – родиной индоевропейских языков. К такому выводу пришло большинство филолгов,

археологов, историков, антропологов. В т.ч. и западных ("австрийская школа" кон. XIX века, Г.Чайлд, М.Гимбутас, Дж.-П. Мэллори и мн. др.).

     С руб. V-IV тысячелетий до н.э (иллиро-пеласги) и до нач. Н,Э. (сармато-аланы) восточноевропейцы резко изменили этно-лингвистическую картину Европы.

        Индоевропейские переселения прошли несколькими волнами. Хотя последняя из них (сармато-аланская) и ассимилировалась в Центральной Европе, в

 Галло-Романии, в Испано-Иберии и в Магрибе!

      Из коренных «абендляндовских» языков после означенных волн сохранились лишь баскский и пиктский. Да и последний исчез в нач. II тысячелетия н.э.

    Характерная для древних индоевропейцев генетическая отцовская гаплогруппа Y-хромосомы R1a1 в процессе указанных переселенческих волн была

широко внедрена в Центральную (особенно!), Северную и Западную Европу. Хотя и не стала (в собственно Абендлянде) доминирующей.

---------


     Так что Русь и Запад (нынче это уже Северо-Атлантика!) – хоть и разные, но родственные и очень взаимодействующие культурно-исторические общности. И в

соизмеримом взаимном объёме (вкладов друг в друга!) цивилизационного обмена.




                 Абакумов Александр Васильевич — 02.10.2021



Comments