Косоворотка Юго-Восточной, а затем и Южной Руси. (Неожиданная общерусская толерантность президента).


Косоворотка Юго-Восточной, а затем и Южной Руси.


(Неожиданная общерусская толерантность президента).




   20 мая 2021 в Украине отмечался День Вышиванки. Президент В.А. Зеленский принял в нём участие, надев на себя


(по неизвестной нам пока причине) южно-великорусскую косоворотку. И именно тот её вариант, который был характерен,


кстати в своё время (кон. 18 – нач. 20 вв.) для одежды своеобразного курско-белгородского (в своей территориальной


основе!) сословия – однодворцев. И их потомков, после юридического (в 1860‑х гг.) включения означенной «касты»


в состав крестьянства Российской Империи.


    После же критики президентского «косовороточного происшествия» «яростными украинизаторами», некоторые


этнографы стали «оправдывать» демарш Зеленского – фактом наличия косовороток в некоторых якобы украинских


сёлах Юго-Востока нашей страны.


    Однако дело в том, что означенные сёла (а точнее, ряд крестьянских семей в них!) – смешанного


украинско-южновеликорусского происхождения.

______


      Приведу, в качестве примера, этногенез моего отца.


   Его далёкий предок-однодворец «во времена Очакова и покоренья Крыма» прибыл из Курска на Гуляйпольщину


и поселился там. Основной массив его соседей состоял тогда из (таких же как и он) однодворцев и, в меньшей степени,


из украинских сословных («становых») казаков.


     «Беглые крепостные» (в духе «Беглых в Новороссии» Гр.П. Данилевского) появились в приазовских степях уже ближе


к сер. XIX столетия. При правнуке основателя северо-причерноморской ветви моего рода. После же


«Великой Реформы» 1861 года в регион


хлынул массив раскрепощённых восточно-полищуцких и, в меньшей степени, украинских переселенцев.


       К началу же 20 века семья моего отца, деда и прадеда прилично украинизировалась, а также частично


ополищукилась.


     Прадед разговаривал на курском говоре южно-великорусского диалекта. Его жена (из казацко-старшинского


рода Краснокутских) – говорила по украински. Сам дед (на нём лежал основной массив хлеборобского


хозяйствования в семье!) пользовался преимущественно восточно-полесским (вспомним-ка экс-спикера ВР И. С. Плюща!)


диалектом. Оный говор был тогда наиболее распространённым там среди сельхоз-заробитчан. Его младшие братья –


пользовались «местным вариантом» курского (по примеру своего отца и большинства соседей) диалекта.


Средний брат, бывший унтер-офицер (механик) Лейб-Гвардии Бронедивизиона (при большевиках ставший «комроты» в


означенном переименованном ими воинском подразделении), говорил на «городском» русском языке. Мой


отец одинаково владел как литературным русским, так и собственно-украинским. Его мама (моя бабушка) – из казацкого


(миргородско-полковых корней!) рода Кривошей (Кривошеевых). Украиноязычная, но хорошо владевшая и «школьным»


русским.


       Этой семье были характерны как южновеликорусские, как собственно-украинские, так и восточно-полищуцкие


этнографические черты.    


          Не знаю как насчёт вышиванок и косовороток, но там в качестве музыкальных инструментов фигурировали


(среди прочих) и 2 балалайки. Пользовались большой популярностью (особенно у младших братьев моего деда)


стихи Сергея Есенина.


       Так что на этом примере можно говорить о характерном синтезе южновеликорусских (в курско-однодворческом


варианте), восточно-полищуцких и собственно-украинских этнографических черт.


    Сентенции же пропрезидентского этнографа-апологета о неких украинских формах косовороток не совсем точны.


Речь в данной ситуации может лишь идти о явлении смешения великорусских и украинских форм народной одежды в


смешанных крестьянских семьях северо-причерноморских степей.

_____


     Однако сам факт наличия южно-великорусской (однодворческого «покроя») косоворотки на украинском президенте –


его весомый толерантный жест для сглаживания меж-субэтнических противоречий и противостояний в Украине.




                     Абакумов Александр Васильевич — 23.05.2021



Comments