Русский язык – слобожанский и, в первую очередь, киевский. (бродники – постбродники – Цареборисовщина)

Русский язык – слобожанский и, в первую очередь, киевский.

(бродники – постбродники – Цареборисовщина)


   В некоторых своих интервью для СМИ министр внутренних дел, А.Б. Аваков, коснулся, среди прочих тем, и языковой 

проблематики Украины. Им было подчёркнуто то обстоятельство, что «русская языковая культура является достоянием

украинского общества». Арсен Борисович характеризует русский язык не как «российский», а – слобожанский.

   Действительно язык «Слова о полку Игореве» (Киев, 1187 г.), «Слова о погибели Земли Русской» (Киев, март 1238 г.),

«Предисловия» к «Киевской Псалтыри» (Киев, 1397 г.), «Повести о Дракуле-воеводе» (Киев, 1480‑е гг.), «спудеев» Киево-

Братского Коллегиума (Киев, декабрь 1648 г.), Ст.Яворского, Ф.Прокоповича, Гр.Сковороды, А.Радищева, Г.Державина,

А.Шишкова, В.Капниста, А.Грибоедова, Е.Гребинки – уроженец Украины. Однако он в первую очередь – родом из Киева,

а потом уже – слобожанец!

   Таковым «великий и могучий» стал становиться ещё в 12 столетии. Примерно тогда же, как известно, появился субэтнос

русских степняков – бродники. Оные расселились в западных районах Деште-Кыпчака, чересполосно с половцами, но 

отдельно о оных.

    В 13 веке в Восточную Европу пришли татаро-монголы, которых (в силу ряда обстоятельств) поддержали бродники. Что

и обусловило их (на десятилетия вперёд) большую (чем для половцев) привилегированность в структурах Золотой Орды.

    Конфессионально же постбродников «окормляла» Сарайско-Переяславская архиепископия Русской Православной 

Церкви,функционировавшая с сер. 13‑го и по кон. 15 столетий. Жили постбродники в степных и лесостепных районах 

запада Золотой Орды своими особыми мини-улусами. Как и, в меньшей степени, – в Сарае-Берке и некоторых других 

городах Улуса Джучи. «Русские всадники» неоднократно упоминаются в различных ордынских военных кампаниях. Причём

и в тех из них, к которым вовсе не привлекались войска из непосредственно русских княжеств.

    Так, например, знаменитый ордынский полководец и беклярбек Ногай был, во время междоусобицы 1300-го года убит

«русским всадником» из войска хана Тохты (противника Ногая). Или! В знаменитой битве на Синих Водах (1362 г.) одним

из трёх командующих туменами (корпусами) ордынцев был некто Дмитрий. Да и тумен, им возглавляемый, состоял,

по-видимому, из постбродников.

   «Ордынские русские» в тенетах Улуса Джучи сохранили русский язык, ибо «окормлялись» православными русскими 

церковными приходами. Кроме того, имели место немалые связи (в т.ч. и торговые) с «континентальной» Русью.

   Тогдашний (13 – 15 вв.) киево-владимирский вариант русского языка охватывал большинство русских земель. Кроме 

Полоцко-Минского (ставшего затем Литовским) и Галицко-Волынского княжеств. В первом развивался старобелорусский 

диалект, а во втором – ранний надднестрянский. Русские же жители Золотой Орды использовали, естественно,

киево-владимирский язык. Как обитатели городов, так и сами постбродники!

       В процессе затяжного распада Улуса Джучи в XV столетия, там формируется социальный институт казачества. 

Постбродники же стали одним из основных компонентов его формирования. Казаческие структуры переходили от одного 

«удельного ханства» к другому, к третьему, к четвёртому. Иногда становясь почти абсолютно самостоятельными!

    Их стали «подхватывать» (поначалу с весьма условным влиянием!) и русские государственные образования:

Рязанское княжество, ВКЛ (Великое княжество Литовское, Русское и Жмойское), Великое Владимиро-Московское княжество 

(будущее Русское царство).

    Последнее стало в XVI веке «протежировать» существенную часть казаков. Степная часть этой группы постбродников 

сосредоточилась на Дону, породив там казачье войско с соответствующим наименованием.

    Лесостепные же постбродники остались в своей географической среде, попав под непосредственное влияние Русского

царства. Эти казаки стали именоваться «городовыми». Юго-западная их часть обитала в 16 веке на территории будущей 

Слобожанщины (нынешняя Харьковская область и северная половина Луганской).

    Означенный регион в 1590‑е гг. начал обустраивать Борис Годунов. Для этого русский правитель прислал даже своего 

двоюродного шурина – Богдана Бельского. Были основаны города: Цареборисов, Старобельск, Чугуев и др. Этот край тогда 

назывался – Цареборисовщина. Там обитали как более раннее постбродническое население (городовые казаки), так и 

служилый люд, приведённый Б.Бельским.

   Носители же синкретического русско-старобелорусского (полтавско-черкасского, собственно-украинского) языка начали 

появляться крае в 1638 году. Это были бежавшие из Поднепровья повстанцы Якова Острянина, во главе с ним самим.

_______


    P.S. Некоторые блогеры (из различных интернет-сайтов) ставят в вину Арсену Борисовичу сам факт его неоднозначного 

отношения к русскому языку, требуя от Авакова «отстаивания» им, «в первую очередь» его материнської  вірменської мови».

Однако! Мама у него не армянка, а осетинка. Так что бытовым языком в интернациональной семье Аваковых был русский.

Свои колыбельные песни Арсен Борисович слушал по русски.

     Ну разве что, с кое-какими осетинскими (скифо-сарматскими) идиоматическими оборотами.



Абакумов Александр Васильевич — 4.03.2021



Comments